Жалоба на постановление об административном правонарушении: образец 2021 года
Порядок регламентирован главо 30 КоАП . Документ можно направить вышестоящему должностному лицу , в следующую инстанцию или в суд .
В распоряжении гражданина 10 суток с даты получения постановления . Если срок пропущен по серьезным причинам , его можно восстановить .
Для этого нужно предоставить соответствующее ходатайство . К веским основаниям для восстановления срока относят продолжительную болезнь , уход за тяжело больным родственником или командировку .
Для представления жалобы на постановление по административному делу не нужно оплачивать госпошлину .
Какие пункты должны быть отражены в документе?
- данные адресата (например, районный суд);
- информация о заявителе (ФИО полностью, место жительство, контактный телефон);
- название бланка (жалоба);
- указание на решение, на основании которого заявитель признается виновным (ФИО уполномоченного лица, вынесшего постановление, номер и дата);
- позиция заявителя (доказательства невиновности и прочие детали, относящиеся к делу);
- просьба заявителя (отмена постановления, а также прекращение производства по делу с указанием причины, возврат на новое рассмотрение либо перенаправление по подведомственности);
- перечень приложенных документов;
- дата и подпись заявителя.
Обвиняемый может поручить подачу документов своему представителю.
к содержанию ↑Когда можно обжаловать постановление
Основные причины для остановки производства по делу:
- Отсутствие состава правонарушения.
- Недостаточное рассмотрение обстоятельств при первом разбирательстве дела.
- Недееспособность правонарушителя.
- Отмена законодательного акта, который накладывает административную ответственность.
- Правонарушение в состоянии крайней нужды.
- Издание акта амнистии, затрагивающего это правонарушение.
- Окончание срока давности административной ответственности.
- Обстоятельства, ставшие основанием для вынесения решения, не были доказаны.
Ход рассмотрения жалобы
Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в течение 10 суток с даты поступления. Принятое на этом этапе решение также можно обжаловать. Для этого нужно обратиться (до вступления постановления в законную силу):
- в суд по месту подачи жалобы;
- в вышестоящий судебный орган.
Решение суда по административной жалобе
На практике возможны следующие варианты:
- Отмена постановления и полное прекращение дела.
- Отмена решения с последующей отправкой дела на новое рассмотрение.
- Отмена постановления с последующим направлением в уполномоченный орган (в случаях, когда решение выносил суд или орган, не имеющий соответствующих полномочий).
- Изменение наложенных санкций, например, уменьшение суммы штрафа. При этом положение лица, обвиняемого в правонарушении, не может быть ухудшено.
- Оставление решения без изменений и отказ в удовлетворении жалобы.
Образец жалобы на постановление об административном правонарушении
Данный образец является актуальным не только для тех, кто подвергся привлечению к отвественности за нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции), но и в целом за любое административное нарушение.
Образец жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции)
В _________________районный суд города Москвы.
Орган, решение которого обжалуется:
Главное контрольное управление г. Москвы
Проживающий по адресу:________
ЖАЛОБА
на постановление по делу об административном правонарушении
«…..»________ 20__ г. должностным лицом Главного контрольного управления г.
Москвы (далее – «Главконтроль») _____________ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №………..…………………………. (фиксация моего местонахождения осуществлялась с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения «Социальный мониторинг».
В соответствии с данным постановлением, я был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 3.18.1 Административного кодекса г.
Москвы (далее – КоАП г. Москвы) и мне было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Считаю указанное постановление незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим:
- В деянии отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
В соответствии с Постановлением, я был привлечён к административной ответственности в порядке ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г.
Москвы за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, а именно, п.12.4 Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 «О введении режима повышенной готовности», а также невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Считаю, что мои действия были неправомерно квалифицированы по вышеуказанной статье КоАП г. Москвы, так как в соответствии с разъяснениями, изложенными в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1» (утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (далее – «Обзор»), привлечение меня к административной ответственности за данное деяние допускается только в соответствии с КоАП РФ (Вопрос 22 Обзора).
«Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2021 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.»
Из вышеуказанного следует, что в соответствии с разъяснениями Верховного суда, данными в Обзоре, привлечение к административной ответственности лица с подтвержденным диагнозом COVID-19 за невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор допускается только в соответствии с КоАП РФ.
КоАП г. Москвы допускает привлечение к административной ответственности в рамках ч.2 ст. 3.18.1 только если действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Таким образом, привлечение к административной ответственности за данное деяние в соответствии с КоАП г. Москвы является незаконным и Постановление №________________________ от ___________г. подлежит отмене.
- Нарушен порядок привлечения к административной ответственности, постановление вынесено неуполномоченным лицом.
Постановление о привлечении меня к административной ответственности вынесено должностным лицом Главконтроля, при этом протокол об административном правонарушении не составлялся, фиксация моего местонахождения осуществлялась с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения «Социальный мониторинг». Указанные действия должностного лица Главконтроля являются неправомерными, так как привлечение меня к ответственности по ч.2 ст.
6.3 КоАП РФ должно осуществляться в общем порядке, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ с составлением протокола об административном правонарушении ограниченным кругом лиц, перечень которых установлен в пункте 1 части 2 статьи 28.3, пункте 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а также п.
23 Обзора)
— должностные лица органов внутренних дел (полиции);
— должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Назначение административного наказания без составления протокола допускается в отношении ограниченного законом перечня правонарушений, в который правонарушения по ч.2. 6.3 КоАП РФ не входят, кроме того, в Вопросе 25 Обзора разъяснено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).
Следовательно, должностным лицом Главконтроля, не уполномоченным на привлечение граждан к административной ответственности по ч. 2 ст.
6.3 КоАП РФ, допущено грубое нарушение порядка привлечения меня к административной ответственности, что должно повлечь отмену Постановления по делу №___________________ от ___________________г., и прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1. ст. 30.12 КоАП РФ, вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ч.1 ст. 20.6.1, ч. 1 ст. 24.5, 25.1 — 25.5.1, 30.1 — 30.12 КоАП РФ:
Постановление по делу №___________________ от ___________________г. отменить, производство по делу об административном правонарушении — прекратить.
- Копия Постановления по делу №___________________ от ___________________г.;
Жалоба на постановление об административном правонарушении
к содержанию ↑Основания для обжалования
Перечень всех видов административных правонарушений и мер наказания по ним содержится в КоАП РФ.
Административное правонарушение по юридическим признакам близко к составу уголовного преступления и включает в себя:
- субъект правонарушения;
- объект правонарушения;
- субъективную сторону правонарушения;
- объективную сторону правонарушения.
Под субъектом правонарушения подразумевается сам правонарушитель, который должен обладать определенными признаками для того, чтобы быть привлеченным к административной ответственности, а именно:
- быть старше 16 лет;
- быть должностным лицом, если правонарушение связано с должностными обязанностями;
- быть предпринимателем, если правонарушение касается предпринимательской деятельности;
- быть иностранцем, если правонарушение связано с режимом въезда и пребывания на территории Российской Федерации, и т.д.
Под объектом правонарушения понимаются некие охраняемые законом правила, несоблюдение которых карается в соответствии с КоАП РФ. Это значит, что лицо может быть привлечено к админответственности только по той статье, которая существует в КоАП.
Под субъективной стороной правонарушения понимается отношение субъекта к совершенному им правонарушению, то есть его умысел.
Чтобы стало понятнее, представим такой гипотетический случай, связанный со ст. 7.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хищение.
В супермаркете установлен столик для бесплатной дегустации пищевой новинки. Рядом стоит такой же столик с этими же новинками, но уже не для целей дегустации, а для продажи.
Гражданин попробовал за дегустационным столиком новинку, после чего подошел к соседнему столику, будучи уверенным, что продукты на нем также выложены для дегустации. Он дегустировал достаточно долго, пока к нему не подошел охранник магазина и не обвинил в хищении продуктов.
В данном случае охранник не прав, потому что умысла на съедение платных продуктов у гражданина не было, он искренне полагал, что дегустирует бесплатные продукты. Это значит, что гражданин не может быть привлечен к ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ, и от него можно лишь потребовать оплатить съеденные продукты.
Под объективной стороной правонарушения понимаются собственно действия или бездействие правонарушителя, их внешнее проявление. Например, не может быть привлечен к ответственности человек, совершивший деяние, формально подпадающее под действие КоАП, но совершенное в состоянии невменяемости.
К нарушениям объективной стороны относится также отсутствие события правонарушения.
Провал хотя бы по одному из вышеперечисленных признаков состава административного правонарушения делает невозможным привлечение к админответственности.
Таким образом, первичным основанием для обжалования постановления об административном правонарушении будет отсутствие в действиях правонарушителя состава правонарушения, то есть одного из его структурных элементов.
Также постановления могут быть обжалованы:
- потерпевшим, не согласным со слишком мягким наказанием, назначенным правонарушителю;
- правонарушителем, согласным с квалификацией своих действий, но считающим наказание слишком суровым;
- правонарушителем, считающим, что его действия неправильно квалифицированы, то есть должны быть квалифицированы по иной статье КоАП;
- потерпевшим, считающим, что правонарушитель должен быть привлечен не к административной, а к уголовной ответственности;
- органом, составившим протокол об административном правонарушении по постановлениям, выносимым судами;
- прокурором в интересах закона (ст.ст. 30.10 и 30.11 КоАП РФ).
Кому обжаловать
Существуют два варианта обжалования постановления о привлечении к административной ответственности – через суд вне зависимости от того, кем было вынесено постановление, или вышестоящему должностному лицу, если постановление было вынесено не в судебном порядке. Так:
- постановления должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в районный (городской) суд;
- постановления, вынесенные судом общей юрисдикции, обжалуются в вышестоящий суд областного уровня;
- постановления административных комиссий или коллегиальных органов, или комиссий по делам несовершеннолетних обжалуются в районный (городской) суд.
Если вы обжалуете постановление в суд, то жалоба будет являться апелляционной. Если же вы решите обжаловать несудебное постановление вышестоящему должностному лицу, то это будет просто жалоба.
к содержанию ↑Апелляция
Срок для обжалования не вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении варьируется в зависимости от вида правонарушения.
Так, в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления. Постановления, связанные с нарушениями во время проведения голосования, могут быть обжалованы в течение 5 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Подготовленная апелляционная жалоба подается:
- в суд, вынесший постановление в первой инстанции (районный, городской);
- в судебную инстанцию, являющуюся апелляционной инстанцией для постановлений, вынесенных не судами (опять-таки в районный или городской).
Апелляционной инстанцией для постановлений, вынесенных районными (городскими) судами, будет областной суд субъекта Федерации. То есть жалоба адресуется областному суду, а подается в районный суд, который проверит соблюдение сроков и условий обжалования, после чего направит апелляцию вместе с административным материалом в апелляционную инстанцию.
Апелляционной инстанцией для постановлений, вынесенных не судами, будет районный (городской суд).
к содержанию ↑Кассация
Кассационная жалоба может быть подана на вступившие в законную силу постановления, которые были обжалованы в апелляционном порядке, то есть в случае, когда заявитель не согласен с определением апелляционной инстанции.
Срок для подачи кассации составляет до 6 месяцев с момента вступления постановления в законную силу.
Кассационной инстанцией для постановлений районных (городских) судов, прошедших апелляционную инстанцию, является Верховный суд РФ. При этом в кассационную инстанцию обжалуется не только постановление о привлечении к административной ответственности, но и определение апелляционной инстанции.
Кассационной инстанцией по несудебным постановлениям, прошедшим апелляционную инстанцию в районном (городском) суде, является областной суд субъекта Федерации.
Надзорный порядок
В случае несогласия участника процесса с определением кассационной инстанции он может требовать пересмотра решения в надзорном порядке в течение 3 месяцев с момента вынесения этого определения.
Надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Для обращений в Верховный Суд основания строго регламентированы. Ими могут быть:
- нарушение основных прав, гарантированных Конституцией и международными договорами;
- нарушение прав неопределенного круга лиц;
- неверное толкование судами норм права. При обжаловании по этим основаниям потребуется обратиться к прецедентам, то есть привести примеры судебных решений по схожим делам.