83 ФЗ «Об отходах производства и потребления»: редакция 2020 года

Федеральный закон №89 «Об отходах потребления и производства» был принят Правительством 22 мая 1998 года, а одобрен спустя месяц. Закон выявляет правовые основы относительно промышленных ненужных остатков, которые несут вред человеку и окружающей среде.

Дополнительно закон устанавливает, что отходы производства и потребления могут быть вовлечены в добычу дополнительного сырья путем переработки с использованием инновационных технологий. На основании этого закона 29 декабря 2014 года был принят закон, который внес изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года, а одобрен спустя двое суток.

Закон состоит из 24 статей. Последние изменения в ФЗ 458 вносились 31 декабря 2017 года. также в это время вносились корректировки в ФЗ 59. Подробности тут:

к содержанию ↑

Какие были внесены изменения?

Как уже говорилось выше, в Федеральный закон № 458 были внесены изменения и дополнения. В частности, претерпели изменения следующие статьи:

Ст 23

В статье 23 была изменена часть 8.1. В ней говорится о том, что плата за вывоз отходов потребления может быть изменена в зависимости от установки тарифов компании по вывозу мусора.

Для изменения стоимости тарифов назначать собрание жильцов дома не требуется. Компания, которая занимается вывозом отходов, обязана известить об изменении размера оплаты по квитанциям владельцев многоквартирного дома.

Дополнительно предоставить каждому из них копию документа, в котором содержится информация об обоснованном повышении тарифа.

Основные положения Федерального закона №83 читайте здесь:

Ст 24

Статья 25 также претерпела изменения. С 1 января 2017 года начинает действовать пункт 10 статьи 24. В нем говорится о том, что отходы, в которых могут быть обнаружены полезные вещества, запрещается захоронить. Виды отходов утверждаются в виде списка Правительством Российской Федерации.

При внесении изменений Совет Федерации внес часть 7, которая вступила в силу с 1 января 2018 года.

Вам будет интересно: Федеральный закон об энергосбережении №261. Подробности здесь:

к содержанию ↑

Скачать действующую редакцию 458 ФЗ

Скачать закон № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреблении» можно по ссылке.

Основное положение было создано и утверждено с целью создания и подписания конкретных законодательных документов в области обработки отходов потребления и промышленности. Однако основная проблема, которая возникает в момент решения таких проблем, — отсутствие должного финансирования.

При этом согласно законодательству, многие промышленности уже перешли на упаковку для товаров, в состав которой входят биологические материалы.

С начала 2017 года в силу вступили изменения относительно применения твердых отходов. Более подробную информацию об этом можно найти на официальном интернет-ресурсе Президента Российской Федерации. Опубликованные сведения будут храниться на сайте 5 лет, после чего правительство обязано их пересмотреть.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Сегодня действует множество правовых документов, контролирующих сферу обращения с мусором. Центральное место занимает ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» (с изменениями), регламентирующий взаимоотношения субъектов хозяйствования, правила и требования по сохранению экосистемы.

  1. Коротко о самом законе
  2. Немного о каждой главе
  3. О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?
  4. Коротко о 3-ей главе
  5. Лицензирование
  6. Безопасность
  7. Обустройство территорий
  8. Техническое оснащение
  9. О 4-ой главе
  10. 5-ая глава
  11. Глава 6
  12. 7-ая глава
  13. 8-ая глава
  14. Нормирование
  15. Об экономическом регулировании
  16. Последние поправки
  17. Последствие несоблюдения закона
  18. Заключение
к содержанию ↑

Коротко о самом законе

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» принят Госдумой РФ 22 июня 1998 года. Настоящий документ регламентирует нормативную базу обращения с мусором во избежание опасного влияния компонентного состава на здоровье человечества и окружающую среду, а также роль отходов в хозяйственной деятельности в качестве вторичного сырья.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Закон номер 89 определяет основные понятия и особенности процессов, сопровождающие «жизнь» отходов. Структура акта состоит из 31 статьи, систематизированных в 8 глав. Каждому разделу посвящен ряд вопросов в сфере обращения с утилем.

Настоящий закон в последней редакции нацелен на решение таких задач:

  • уменьшение свалок;
  • максимальная утилизация;
  • разработка безопасных методов переработки вторсырья;
  • санитарная очистка;
  • минимизация захоронений на полигонах.

Оптимизация правового регулирования производственных механизмов призвана повысить эффективность контроля и надзора в данной отрасли.

к содержанию ↑

Немного о каждой главе

1-8 главы закона о мусоре охватывают следующие моменты:

  1. Общие положения:
    • направления государственной политики;
    • классификация ТБО;
    • принадлежность мусора.
  2. Компетенция органов местного самоуправления и исполнительной власти.
  3. Требования к ведению хозяйственной деятельности:
    • лицензирование;
    • обустройство полигонов;
    • правила транспортировки.
  4. Документооборот.
  5. Экономические аспекты.
  6. Тарификации деятельности, связанной с твердыми бытовыми отходами.
  7. Учет, надзор и контроль.
  8. Ответственность.

Положения закона о вывозе мусора дополняются иными нормативными актами в сфере санитарии и эпидемиологического благополучия населения.

Понятие отходов производства и потребления является базовым, и закрепление в статьях Федерального закона, определяющего правовые основы обращения с отходами, означает эффективность и единообразие толкования и применения норм.

О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?

Этот раздел документа называет основные принципы госполитики:

  • защита здоровья человека и экосистемы;
  • использование современных технологий;
  • максимальная переработка и обезвреживание сырья;
  • общедоступность информации;
  • международное сотрудничество.

Поддержание или восстановления благоприятных условий для природы и живых организмов – главная цель экологической политики.

Действующим законодательством определена классификация отходов на 2 группы:

  • опасные;
  • иные.

К опасному мусору относятся материалы, обладающие следующими свойствами;

  • взрывчатость;
  • огнеопасность (самовозгораемость);
  • выделение токсичности при совмещении с воздухом или водой.

Под «иными отходами» понимаются твердые бытовые отходы и остатки после их горения.

Закон выделяет 5 категорий утиля по степени опасности.

Уровень влияния на окружающую среду

необратимое нарушение экосистемы, не подлежащее восстановлению.

самовосстановление зараженной местности — 3 года.

обычное функционирование природных механизмов.

Коротко о 3-ей главе

Статьи 3-его раздела регламентируют условия и принципы осуществления деятельности субъектами хозяйствования. Существуют определенные требования.

Лицензирование

Получение разрешения обязательно в случае:

  • сбора;
  • транспортировки;
  • размещения;
  • обезвреживания;
  • переработки.

Порядок оформления документов определен постановлением ПРФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами». Ответственный орган – Ростехнадзор.

Срок действия лицензии — 5 лет. Продление осуществляется по заявлению предпринимателя-лицензиата. При изменении класса опасности, характеристик, типа и размещения отходов, лицензиат должен в течение 15 дней письменно уведомить лицензирующий орган.

Безопасность

Отходы производства и потребления подлежат манипуляциям при отсутствии угрозы негативного воздействия на окружающий мир.

  • сброс отходов в воду, недра и почву;
  • размещение отходов вблизи населенных пунктов, лесов, курортных, оздоровительных и рекреационных зон, миграции животных;
  • захоронение возле водных и минеральных ресурсов;
  • ввоз мусора на территорию РФ с целью захоронения и обеззараживания.

Обустройство территорий

Федеральный закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, неоснащенных техническими средствами для безвредной локализации отходов.

Базирование отходов проходит стадию согласования с Ростехнадзором.

Размещение, хранение и утилизация осуществляется с учетом классов опасности и индивидуальных свойств сырья.

Техническое оснащение

Сбор отходов и перемещение предполагает использование специального транспорта.

Ст. 15 закона устанавливает допуск лиц к работе с опасным мусором после прохождения профессиональной подготовки. За отсутствие знаний у ответственного сотрудника к руководителю компании применяются меры ответственности.

О 4-ой главе

Ст.18 раздела 4 охватывает особенности нормирования утильсырья.

Лимит на размещение – это допустимый объем конкретного вида отбросов, разрешенный для определенного метода с учетом экологического состояния данной территории.

Для каждого объекта локализации мусора разрабатывается отдельный проект нормативов. Государственный учет относится к инструментам госуправления, осуществляющийся путем ведения государственного кадастра.

Отчетность ведется посредством предоставления статистических данных хозяйствующими субъектами в установленной форме. Контролю подлежат все виды отходов, кроме радиоактивных.

Перечень лиц, обязанных предоставлять подобные сведения, устанавливается Ростехнадзором. Исключением являются:

  • органы управления образования, культуры и спорта;
  • страховые и финансовые компании.

Государственный кадастр — форма систематизации данных об отходах, включающая три компонента:

  • ФККО;
  • федеральный реестр свалок;
  • банк информации о технологиях применения и обезвреживания отходов.

Организация единой системы относится к компетенции Ростехнадзора.

Представители исполнительной власти имеют право вести региональные кадастры.

5-ая глава

Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

  • охрана окружающей среды;
  • налоговое:
  • бюджетное;
  • гражданское;
  • другие.

Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

Глава 6

Государственный контроль – эффективная система мер выявления и предотвращения несоблюдения законодательных норм.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Экологический надзор осуществляется федеральными и территориальными органами исполнительной власти. Компетенция Ростехнадзора охватывает следующие направления деятельности:

  • осуществление контроля и надзора за системой единого учета отходов;
  • проведение проверок субъектов хозяйствования;
  • принимает нормативно-правовые акты относительно требований к процессу обращения с опасным сырьем:
  • разрабатывает методические рекомендации;
  • лицензирование;
  • выдача разрешений на трансграничное передвижение отходов;
  • ведение государственного кадастра и учета;
  • проведение работы в области паспортизации опасного мусора.

Ст. 32 устанавливает ответственность лиц за полноту и достоверность осуществления должностных функций.

7-ая глава

Этот раздел гласит о юридических последствиях ненадлежащего соблюдения норм экологического законодательства.

Выделяют следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Административная.
  3. Уголовная.
  4. Гражданско-правовая.

ФЗ «Об охране окружающей среды» гражданско-правовая и материальная ответственности объединены в один тип — имущественную.

Разрешение споров и определение наказания осуществляется в судебном порядке.

8-ая глава

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

к содержанию ↑

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Лимиты устанавливаются на 5 лет, по истечению которых без подтверждения аннулируются.

к содержанию ↑

Об экономическом регулировании

К принципам экономического регулирования относят:

  1. Уменьшение объема мусора путем максимального использования технологий переработки – приоритетный способ снижения опасного влияния на окружающую среду и получения вторсырья.
  2. Платность дислокации отходов — установления платы за:
    • сбросы загрязняющих материалов в пределах нормы;
    • выбросы в границах установленных лимитов.

Порядок расчета и оплаты за размещение регламентирован ст. 23 настоящего закона. Экономическое стимулирование обычно выражается в предоставлении налоговых и других преимуществ (льгот) при внедрении инновационных технологий.

Правовые основы определены ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Автор статьи
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.
Следующая
Другое76 ФЗ "О статусе военнослужащих": последняя редакция 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector