73 ФЗ «Об объектах культурного наследия»: редакция 2020 года

Федеральный закон № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 мая 2002 года и одобрен Советом Федерации 14 июня 2012 года.

Суть настоящего законодательства заключается в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране культурного наследия, а также исторических и культурных памятников народов Российской Федерации. Данный закон обеспечивает конституционное право каждого гражданина относительно доступа к культурным и историческим ценностям и объектам, а также предусматривает конституционную обязанность населения по заботе и сохранению культурного и исторического наследия, включая памятники, представляющие его.

Федеральный закон о культурном наследии обеспечивает право всех народов Российской Федерации и этнических общностей сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, сохранять и восстанавливать культурно-историческую среду обитания, а также сохранять источники информации о зарождении и развитии той или иной культуры. Причиной этого является уникальная ценность культурного многообразия многонационального народа Российской Федерации, который также составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия.

Читайте также ФЗ о нотариате в последней редакции здесь:

Целью ФЗ о памятниках культурного наследия является сохранение разнообразия памятников истории и культуры в интересах настоящих и будущих поколений народов РФ. Настоящий закон устанавливает приоритетную задачу по охране культурных объектов и исторических памятников для всех государственных органов власти как Российской Федерации, так и её субъектов.

Читайте также об актуальных изменениях ФЗ об экологической экспертизе. Подробности тут:

ФЗ-73 о памятниках культурного наследия состоит из 66 статей, собранных в 14 глав:

  • Глава 1 описывает общие положения закона: обозначает объекты историко-культурного наследия, разделяет их на категории и устанавливает требования по обращению с территориями, на которых располагаются упомянутые предметы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия государственных органов власти по обеспечению сохранности культурных и исторических памятников, а также их популяризации и использования;
  • Глава 3 описывает принципы финансирования мероприятий по сохранению, распространению и государственной охране культурных объектов, перечисляет источники финансирования, а также предусматривает льготы для физических и юридических лиц, принимающих участие в указанных действиях;
  • Глава 4 устанавливает необходимость создания и ведения единого государственного реестра исторического и культурного наследия: перечисляет порядок определения наличия культурно-исторической ценности объектов, особенности внесения в реестр, а также правила его ведения;
  • Глава 5 предусматривает необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы для определения соответствующей ценности памятников и включения их реестр для обеспечения должного обращения;
  • Глава 6 устанавливает порядок обеспечения государственной охраны памятников культурного наследия, а также ограничения по использованию окружающих их территорий;
  • Глава 7 перечисляет мероприятия для обеспечения сохранности историко-культурных объектов: охрана, ремонт, реставрация, консервация, восстановление и другие виды деятельности по отношению к памятникам, а также описывает правила проведения указанных работ;
  • Глава 8 предусматривает особенности владения, пользования и распоряжения культурными объектами , включая ограниченные имущественные права и особые требования эксплуатации;
  • Глава 9 описывает условия появления и пресечения материальных прав на предметы культурного наследия, включенные в единый государственный реестр;
  • Глава 10, предусматривавшая условия соглашения об аренде исторических объектов, утратила силу 22.10.2014;
  • Глава 10.1 устанавливает требования по охране отдельных культурно-историческим памятникам: жилым домам, произведениям монументального искусства, ландшафтным архитектурным и садовым объектам, а также достопримечательностям;
  • Глава 11 описывает исторические заповедники и предусматривает правила их эксплуатации;
  • Глава 12 определяет исторические поселения и предъявляет требования по их охране;
  • Глава 13 предусматривает ответственность за нарушения текущего законодательства;
  • Глава 14 охватывает заключительные положения закона.

Последние изменения в текущий ФЗ были внесены 29.07.2017 под номером 222-ФЗ.

к содержанию ↑

Новые поправки

В результате последней редакции в федеральный закон были внесены следующие поправки:

  • в первом абзаце пункта 7 статьи 3.1, а также в подпункте 7 пункта 3 статьи 20 государственный кадастр объектов недвижимости был заменён на единый государственный реестр недвижимости;
  • в пункте 3 статьи 7 к праву беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия были также добавлены и территории данного памятника и зонах его охраны;
  • в пункте 3 статьи 20, перечисляющем сведения вносимые в реестр были изменены следующие подпункты:
  • подпункт 8, предусматривающий внесение информацию о наличии или отсутствии охранных зон культурных объектов, а также утверждение указанных зон и особенности их использования, был переизложен;
  • был добавлен подпункт 8.1, указывающие на необходимость внесения информации о наличии или отсутствии защитных зон историко-культурных памятников;
  • пункт 1 статьи 20 об информационном взаимодействии при ведении реестра был дополнен несколькими абзацами, предусматривающими особенности отправки установленной информации об объектах культурного наследия региональными органами охраны в соответствующие организации по регистрации прав;
  • статья 63 о сроках и пределах действия нормативных актов об охране и использовании культурно-исторических памятников Российской Федерации была дополнена пунктом 8, обязывающим направлять установленные сведения о культурных объектах региональным органам по их охране в предусмотренный срок.

Помимо перечисленных изменений следует рассмотреть следующие статьи настоящего законодательства, чтобы сформировать представление о действии ФЗ-73

Статья 18 устанавливает порядок включения памятников культурного наследия в соответствующий единый реестр и состоит из нижеперечисленных положений:

  • После выявления признаков культурной и исторической ценности объекта и решения включить его в соответствующий реестр назначается государственная экспертиза для подтверждения статуса памятника;
  • Заключение культурно-исторической госэкспертизы должно содержать следующие сведения:
    • наименование объекта;
    • информация о возникновении памятника и его изменениях, а также исторических событий связанных с ним;
    • месторасположение объекта;
    • категория историко-культурного значения;
    • данные о виде памятника;
    • подробное описание объекта и особенностей, которые представляют ценность,
    • подлежащую обязательному сохранению;
    • данные о территории, на которой располагается объект культурного наследия: текстовое и графическое описание его границ, а также координаты характерных точек;
    • фотографии, передающие структуру и особенности объекта;
  • Территориальный орган, охраняющий памятники культурного наследия, на основании полученной государственной экспертизы, в течении 30 дней принимает решение о внесении исторического объекта в соответствующий реестр и предпринимаются необходимые меры для данного действия на местном уровне;
  • Если экспертиза предлагает внести культурно-исторический объект в реестр на федеральном уровне, то местный орган охраны культурных ценностей должен принят соответствующее решении в течении 30 календарных дней или подготовить отказ о включении его в предложенный список;
  • Местные органы охраны памятников, а также физические и юридические лица, обладающие объектами культурной ценности, имеют право направить заявление о внесении указанного памятника в реестр федерального наследия, приложив необходимое для этого заключение экспертизы;
  • Федеральный орган охраны памятников культурного достояния, пр получении необходимых документов о внесении объекта в федеральный реестр, должны в течении 5 дней принять положительное или отрицательное решение.
  • Включением культурных объектов в реестр занимаются следующие органы:
    • Федеральные органы рассматривают памятники на уровне федерального значения;
    • Местные органы занимаются включением культурных объектов в реестр регионального значения, согласуя при этом данный вопрос с муниципальными органами самоуправления;
  • Положительное или отрицательное решение о внесении найденного культурно-исторического объекта в реестр должен принять соответствующий орган защиты памятников культурного наследия в течении одного года после положительного решения регионального органа о включении данного артефакта в перечень наследия;
  • Отказ включить культурный объект в реестр федерального наследия не препятствует положительному решению о внесении данного мемориала в перечень культурных ценностей регионального уровня;
  • Местный орган охраны ценных культурных предметов и памятников имеет право не согласиться с решением государственной экспертизы в следующих случаях:
    • экспертиза была проведена с нарушением текущего законодательства;
    • выводы не соответствуют содержанию;
    • выводы и содержание не соответствует требованиям данного закона.
  • Местные и федеральные органы по охране культурных ценностей могут отказаться включить памятник в соответствующий реестр по следующим причинам:
    • отрицательное заключение экспертизы;
    • неверная информация о памятнике;
    • данные об объекте уже присутствуют в реестре;
  • В реестр включаются предметы культурной ценности, со момента образования которых или с даты исторических событий, к которым данные объекты причастны, прошло не меньше сорока лет. Исключением являются мемориальные здания, связанные с жизнью и деятельностью личностей, обладающих особыми заслугами перед Россией, они вносятся в реестр без прошествия указанного срока. Памятники археологического наследия включаются в реестр только, если со времени из появления прошло не менее ста лет;
  • Объекты культурного наследия находятся под государственной защитой с момента внесения их в соответствующий реестр. Их снос запрещён законом;
  • При включении объекта, представляющего культурно-историческую ценность, в реестр, владельцу указанного памятника или владельцу земельного участка на территории которого он находится, направляется соответствующее уведомление в течении трёх дней в момента принятия положительного решения;

Статья 25 предусматривает основания для внесения объектов культурной ценности в Список всемирного наследия, а также особенности подготовки необходимой документации для данной процедуры:

  • Объекты культурного наследия, которые представляют предмет особой универсальной исторической, археологической, архитектурной, художественной, научной, эстетической, этнологической или антропологической ценности, могут быть отнесены к памятникам мирового культурного и природного наследия согласно установленного соответствующей Конвенцией порядку;
  • Для включения культурного объекта в Список всемирного наследия федеральные органы исполнительной власти подготавливают документацию о мемориале на основе государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО, куда в последствии и направляются.

Статья 45 предусматривает следующий порядок проведения работ по сохранению памятников культурного наследия:

  • Работы по сохранению культурных объектов проводятся строго при наличии специального разрешения, выданного органом, осуществляющим охрану данного памятника и только в соответствии с техническими предписаниями по обращению с указанной историко-культурной ценностью;
  • Получение разрешения на проведение работ по восстановлению объектов культурного наследия, а также соответствующего задания и проектной документации осуществляется в следующих органах:
    • Федеральные органы защиты культурных памятников осуществляют выдачу разрешений на работу с объектами на федеральном уровне;
    • Региональные органы контролируют выдачу разрешений и работу с памятниками на уровне регионов и федерации, кроме ряда объектов, который устанавливает правительством;
    • Органы муниципалитета ответственны за защиту и сохранение памятников, представляющих культурную ценность на муниципальном уровне.
  • Задание для проведения ремонта историко-культурного объекта составляется при участии его законного владельца, с учётом его мнения;
  • Задание и разрешение на работы с объектом культурного наследия выдаются охранным органом, он также определяет форму и порядком получения данных документов.
  • Проектная документация для работы с памятниками культуры подготавливает градостроительный муниципалитет, согласно соответствующему законодательстве о градостроительстве.
  • Лицо, подготавливающее проектную документация для работы в памятником культурного наследия, выполняет роль научного руководителя при проведении указанных работ, а также осуществляет надзор за правильностью их проведения;
  • Работы по сохранению объектов, представляющих культурную ценность, проводятся только лица, имеющие соответствующую аттестацию и лицензию в данной области;
  • Лицо, следившее за правильностью проводимых работ с историко-культурным памятником, после окончания всех действий должен в течении 90 дней представить в отчётную документацию и научный отчёт о проведённой работе в орган, выдавший соответствующее разрешение.
  • Принимает работу по сохранению памятника культуры его законный владелец, при участии ответственного охранного органа;
  • Акт о приёме выполненных работ по сохранению памятника культуры в течении пятнадцати дней после утверждения всех отчётных документов выдаётся собственнику культурного объекта.
  • Если при проведении работ по сохранению памятника культуры изменилась его площать или другие его части и элементы, тогда акт о приёме проделанной работе послужит одним из документов для ввода указанного объекта в эксплуатации в соответствии с кодексом РФ о Градостроении;
  • Порядок оформления акта о приёме проделанных работ по сохранению памятника культурного наследия разрабатывает и утверждает соответствующий федеральный орган охраны;
    Порядок проведения работ на археологических объектах предусматривается статьёй 45.1.

Скачать действующую редакцию 73 ФЗ

Скачать полную версию Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” для подробного ознакомления с его положениями можно по ссылке ниже.

Что гласит закон об объектах культурного наследия

В Российской Федерации культурные ценности считаются достоянием государства, поэтому их обязательно следует зарегистрировать. Охрана объектов культурного наследия происходит согласно законодательным актам. В России подобные предметы проходят экспертную проверку перед внесением в общий список.

к содержанию ↑

Характеристика объектов

В 2019 году были внесены существенные поправки в Федеральный закон об объектах культурного наследия, и теперь этот документ:

  • устанавливает правила сохранности и применения культурных памятников;
  • способствует продвижению историко-культурных памятников;
  • регулирует правила распоряжения историко-культурными объектами;
  • устанавливает правила регулирования и функционирования перечня ценностей;
  • контролирует охрану культурного наследия государства.

ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия» (с изменениями 2019 года) действует в соответствии с основными законодательными нормами Российской Федерации. Этот законодательный документ установил категорию и вид ценности, обозначил ее суть, возможную область знаний: ценность может являться предметом недвижимости, археологической находкой или быть частью исторического факта.

Категория: Жилищные вопросы
Дата: 01.02.2017
Категория: Жилищные вопросы
Дата: 01.02.2017

Объекты культурного наследия федерального значения выступают источником знаний. Археологические ценности можно найти в грунте во время проведения раскопок. Это всевозможные поселения, укрепления, каналы и т.п. Религиозные сооружения, садово-парковое искусство, народные промыслы — все это историко-культурное наследие.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Перечень культурных памятников включает строения, здания в исторических районах, жилые помещения, где проживали известные личности, совершались знаменательные исторические события.

Культурный пласт — часть земли, которая содержит предметы старше 100 лет. Перечень объектов культурного наследия федерального значения включает вещи и территории, дающие представление о развитии народностей, общностей России.

Согласно ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) ценности могут иметь федеральное, региональное и местное или муниципальное значение.

к содержанию ↑

Порядок ведения реестра

ФЗ (глава IV) обозначил регламент ведения единого списка. Данные списка — источник информации обо всех обнаруженных и зарегистрированных объектах, о месте их расположения. Формирование общего списка происходит по решению специализированного органа. Исключение (внесение) ценностей из списка также происходит по его решению.

Выявление объектов проводят органы охраны по просьбе заинтересованного физического или юридического лица. Расходы по исследованию возлагаются на заказчиков.

ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) указывает на необходимость представления заявления о добавлении в реестр. Документ содержит упоминание о культурной ценности предмета и точном месте его расположения.

Поданная бумага является причиной инициирования действий по обнаружению ценности. Порядок действий устанавливается законодательными актами субъектов России.

Процедура длится на протяжении 3 месяцев. Затем орган охраны выносит резолюцию о внесении предмета в список.

Информирование заявителя производится в течение 3 дней. Государство охраняет выявленный объект культурного наследия с момента внесения его в реестр.

Владельца извещают об обязанности содержания предмета в неизменной форме после вынесения резолюции о добавлении его к Единому реестру. Это предписание собственник вправе опротестовать. Сносить объект категорически запрещено.

к содержанию ↑

Экспертиза по выявлению

Глава V ФЗ № 73 посвящена регламенту работы по выявлению ценностей. Для этого назначается историко-культурная экспертиза. Ее задачи:

  • обосновывать внесение ценности в единый список;
  • определять категорию значения;
  • исключать из списка;
  • определять требования для содержания и хранения подтвержденной ценности;
  • определять зоны охраны объектов культурного наследия;
  • выявлять значимость;
  • определять соответствие проекта на работы выставленным требованиям;
  • уточнять информацию о выявленной ценности;
  • сохранять объект во время мероприятий в месте его размещения.

Историко-культурная экспертиза имеет следующие принципы:

  • она должна быть объективна, научно обоснована;
  • проведение исследования подчинено законодательным требованиям;
  • предмет наследия следует сохранить при любых видах деятельности;
  • сведения, представляемые для экспертизы, должны быть полными и достоверными;
  • исследование не должно быть сокрытым.

Согласно статье 30 ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) предметом экспертизы может выступать:

  • земля, где планируются работы;
  • документация, дающая объяснение, почему тот или иной предмет должен быть внесен в реестр или исключен из него;
  • документация, относящая предмет к другой категории;
  • документация, объясняющая, почему предмет должен быть отнесен к заповедникам или всемирным ценностям;
  • план по проведению действий для сохранения ценностей;
  • проект зон охраны объекта культурного наследия.

Оплату проверки производит его заказчик. Стоимость устанавливается правительственными нормативами.

Результат экспертизы — документ, включающий итоги исследования. Опираясь на результат, выносится резолюция: вписать выявленный объект культурного наследия в общий перечень ценностей России или отказать.

По исковому документу заинтересованного лица возможно назначение повторного исследования. Выводы проведенной экспертизы, учитывая принцип гласности, должны размещаться в интернете.

к содержанию ↑

Изготовление паспорта

Каждый ценный предмет, включенный после проведенной экспертизы в перечень памятников культуры, получает паспорт объекта культурного наследия. Представитель государственного исполнительного органа утверждает форму документа. Она состоит из следующих данных:

  • наименования ценности;
  • даты возникновения, изменения или перестройки произошедшего исторического факта, связанного с ценностью;
  • категории, куда входит данный предмет (культура, архитектура и другие);
  • вида объекта;
  • реквизитов решения о внесении объекта в реестр и времени его вынесения;
  • информации о местоположении выявленного предмета (место расположения, его описание);
  • информации о территории, подлежащей охране;
  • определения предмета;
  • фотографии ценности или местности, где он располагается;
  • информации о зонах охраны;
  • деталей решения проводить охрану экземпляра.

Федеральным органом охраны устанавливаются правила оформления паспорта. Его образец и форму можно найти на нашем сайте.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Помощь можно получить у опытного юриста, который рассмотрит конкретную ситуацию и подскажет правильное решение, поможет составить заявление. Обратиться к специалисту можно по телефону.

На сайте есть обратная форма связи с экспертом.

к содержанию ↑

Правила владения и использования ценности

Одно из главных требований относительно выявленной ценности — необходимость ее регистрации. Остальной перечень посвящен ее сохранению (статья 47). Законодательство обязывает консервировать объект или место, где он располагается, производить ремонт, восстановление. При необходимости его следует приспособить к применению.

Реставрация объектов культурного наследия проводится по запросу. Согласно статье 47 ФЗ № 73 физические лица или организации, отвечающие за сам предмет или зону, где он расположен, должны:

  • осуществлять расходы по содержанию ценности в должном состоянии;
  • отказываться от работ, если они подвергнут изменениям выявленный предмет, ухудшат условия хранения;
  • воздерживаться от проведения мероприятий, способных изменить ценность, пока предмет охраны объекта культурного наследия остается неопределенным;
  • гарантировать неизменность состояния;
  • воздерживаться от применения предмета в качества склада, производственного помещения, лаборатории;
  • извещать органы охраны о повреждении, происшествии, вследствие которого был причинен вред ценности;
  • совершать действия по предотвращению чрезвычайного происшествия, ухудшившего состояние ценности;
  • поддерживать территории в надлежащем, благоустроенном состоянии.

Законодательные акты запрещают владельцам ограничивать россиянам и гостям государства доступ к культурным ценностям. Правила устанавливаются органами охраны. Право владельца пользоваться объектом или территорией нельзя ограничивать, нарушать.

Вследствие порчи предмета возможно ограничение доступа (статья 47.5). Такое положение может наступить при реставрации. Решение о приостановлении и восстановлении доступа выносится органом охраны.

к содержанию ↑

Действия для сохранности ценности

ФЗ № 73 (статья 45) определил процедуру осуществления мероприятий по содержанию и сохранению предметов культуры. Для деятельности нужна санкция, выданная органом охраны. Чтобы осуществлять деятельность, готовят проектную документацию.

Заявление на проведение действий относительно ценностей регистрируют в МФЦ. Инициатором запроса становятся собственники. Сотрудники органа охраны наследия выдают разрешение на начало процедуры, определяют ее задания, согласовывают запланированные мероприятия.

Составители проекта руководят проводимыми действиями и осуществляют надзор. Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия требуется, чтобы провести работу. Ее выдают гражданам и юрлицам в соответствии с регламентом.

Отчет изготавливают на протяжении 90 дней с момента прекращения исследования. Еще месяц дается сотрудникам органа охраны, чтобы утвердить его. Регламент по утверждению результата установлен на государственном уровне.

Прием работы осуществляет владелец ценности или заинтересованное лицо вместе с представителями органа. Документы о приеме выдают в 15-дневный срок с момента принятия отчета. Охрана объектов культурного наследия завершается при изъятии предмета из реестра.

к содержанию ↑

Суть охранных обязательств

Законом предусмотрено наложение требований на владельца предмета или территории, где он находится. Они содержатся в охранном обязательстве объектов культурного наследия и включают следующие предписания:

  • сохранять ценности согласно ФЗ № 73;
  • содержать и использовать ценный предмет при ухудшении состояния в соответствии с нормами, описанными в законе;
  • обеспечить доступ к предмету;
  • при необходимости рекламы размещать ее на объекте культуры, когда действие разрешено законом.

В охранное обязательство разрешено вносить дополнительные требования (пункт 3 статьи 47.6). Обжалование документа возможно через судебную инстанцию.

Охранное обязательство несет в себе информацию о предмете, если отсутствует паспорт. Документ содержит:

  • название;
  • время появления самой ценности и фактов о ней;
  • категорию;
  • вид;
  • информацию о внесении ценности в общий перечень;
  • данные о месте нахождения объекта;
  • описание границ охраны и ее предмет;
  • фото ценности или участка;
  • зоны и детали акта их принятия.

Охранное обязательство включает обязательства владельцев, ответственных граждан (организаций):

  • финансирование действий для исполнения требований по сохранности предмета;
  • следование требованию по сохранности.

Охранное обязательство утверждает акт органа охраны. После вынесения он пребывает в публичном доступе. В России подобные акты выкладывают в интернет.

Копию акта на объект культурного наследия отправляют владельцу ценности и регистрационному органу. Если охраняемый предмет или территория передается другому лицу, охранное обязательство переходит к нему.

Внесение информации в Единый реестр выполняется в соответствии с ФЗ № 73. При подготовке заявления необходимо обращаться к опытным специалистам. Юристы сайта всегда предоставят помощь и своевременный совет.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Внимание!

к содержанию ↑

Портал работает в тестовом режиме!

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Автор статьи
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.
Следующая
Другое63 ФЗ "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ": редакция 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector