3 ФЗ «О радиационной безопасности населения»: редакция 2020 года

ФЗ № 3 был утвержден народными избранниками Госдумы 5.12.1995. Измененная версия закона датируется 2011-м (19.07.2011). Восемь глав и тридцать статей документа решают следующие аспекты:

  • Универсальный свод положений, на которые ориентируется закон. Регламент по созданию условий максимальной безопасности для населения страны в вопросе радиационной угрозы;
  • Спектр прав и обязанностей государства и подведомственных субъектов в рамках данного законодательного акта;
  • Контроль по выполнению мероприятий по безопасности со стороны государственных органов;
  • Свод стандартов по радиационной безопасности;
  • Описание порядка оперативных действий при радиационной аварии;
  • Оформление перечня гражданских и социальных прав и обязанностей по вопросу, затрагиваемому в актуальном документе;
  • Взыскания и меры ответственности за нарушение положений закона.

Основные кредо закона:

  • Устанавливается норма допустимого облучения, являющегося условно безопасным для здоровья человека;
  • Эксплуатация объектов, имеющих ионизирующее излучение, признается неправомерной, если фактор риска в данном случае выше, нежели выгода;
  • Принимается ряд мер по оптимизации радиационного излучения на предельном минимуме, разрешенном законодательством;
  • При проведении мероприятий по устранению последствий радиационных аварий запрещаются действия, способные повлечь повышение уровня риска для населения.

Читайте также: ФЗ о ветеринарии с изменениями на 2018 год. Подробности по ссылке:

Что предпринимается для радиационной защиты:

  1. Координация процедур по реализации просвещения населения об опасности ионизирующего излучения. Решение вопросов в областях права, профилактики, санитарии и гигиены, а также организационных моментов касательно основного предмета ФЗ номер 3;
  2. Выполнение всех директив по защите от радиации;
  3. Просветительская работа в области информирования населения в отношении противодействия радиоактивности, включая меры, доступные для самостоятельного применения.

Спектр гражданского права согласно закону № 3:

  • Каждый поданный Российской Федерации обладает легитимным правом по защите от радиации;
  • Также граждане страны имеют право на своевременное информирование о состоянии радиационного фона;
  • Доступ на территорию закрытых учреждений, связанных с деятельностью, которая предполагает использование источников ионизирующего излучения, должен быть открыт для организаций по контролю;
  • Жители пунктов, находящихся в непосредственной близости от таких объектов, обеспечиваются соответствующей государственной поддержкой;
  • Если качеству жизни, здоровью или имуществу гражданского лица был нанесен ущерб, он имеет право потребовать компенсацию от властей.

Также гражданское население РФ должно соблюдать необходимые предписания и принимать участие в учениях, посвященных проблеме радиационной безопасности

Сфера действия государственного надзора охватывает следующие аспекты:

  1. Создание комплексной исполнительной системы для реализации основных положений закона о радиоактивном излучении;
  2. Оценка предельно допустимого уровня радиации, его оптимизация;
  3. Контроль над выдачей лицензий субъектам, вовлеченным в деятельность, связанную с радиоактивным излучением;
  4. Всеобъемлющий надзор над тем, как осуществляются директивы ФЗ № 3.

Последние поправки, внесенные в закон о радиации

Коррективы в законодательный документ о радиоактивном излучении появились не так давно. Текст ФЗ № 3 был изменен 19.07.2011.

Редактура коснулась ст. девятой, конкретно пунктов 1 – 3.

Из статьи исчез пункт четвертый вследствие утраты законодательной силы. Еще одна статья, подвергшаяся поправкам, обозначена под номером 11 (п.

третий). Также были откорректированы ст.

3, 5, 19, 27. Введена ст.

10.1.

Краткое содержание отредактированных статей закона «О радиационной безопасности населения»

Нормирование и оптимизация радиационного уровня – определение.

Приводится список обязанностей государства РФ в отношении его граждан в вопросе радиационной безопасности, включая:

  • Регулирование режима жизни в зонах, которые были подвергнуты радиоактивной контаминации;
  • Меры содействия жителям данных территорий;
  • Интернациональное сотрудничество в сфере противодействия угрозе радиации;
  • Регламент осуществления ввоза и вывоза радиоактивных продуктов и материалов.

Свод директив и нормативов, разработанных государством, для решения проблемы безопасности в сфере ядерной энергетики и проблем, связанных с воздействием радиационного излучения.

Контроль на производстве, эксплуатирующем источники ионизирующего излучения.

Защитные меры и предметы экипировки для гражданских лиц и персонала в случае радиационной катастрофы.

Уточняется список обязанностей представителей населения в вопросах содействия радиационной безопасности.

Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

Меры государственного надзора для поддержания защиты от угрозы, которую представляет ионизирующее излучение, включая контроль на объектах использования атомной энергии. Регламент плановых проверок и перечень их обоснований, а именно:

  • Срок, установленный для юридического лица, в течение которого оно было обязано устранить обнаруженные нарушения, истек;
  • Проверка проводится по официальному запросу, поступившему от физических лиц, ИП, юрлиц или уполномоченных субъектов, осуществляющих надзор, на основании выявленных факторов, угрожающих общественной безопасности;
  • Проведение ревизии выполняется по соответствующему приказу от уполномоченных инстанций.

Скачать текст закона о радиационной безопасности населения

Угроза радиации – это фактор потенциальной опасности для каждого гражданина Российской Федерации без исключения. Знание основных положений данного законодательного акта – это гарантия более уверенного и грамотного поведения в случае экстренной ситуации, связанной с угрозой радиационного излучения.

Скачать Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» можно здесь.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 1996 года №3-ФЗ

О радиационной безопасности населения

(В редакции Федеральных законов РФ от 22.07.2004 г. №122-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ)

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

«Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 января 1996 г. n 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Белокрылова Е.А.) (под ред. А.П. Анисимова) («Ай Пи Эр Медиа», 2009)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1.

В комментируемой статье устанавливаются основные термины и понятия, реализация которых распространяется на основные объекты и субъекты правового регулирования, а также определяются цели и задачи комментируемого

3 ФЗ «О радиационной безопасности населения»: редакция 2020 года

Экономика и статистика

  • Бюджет и финансы
  • Социально-экономическое развитие
  • Инвестиционная политика
  • Investment activity
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Показатели эффективности
  • Малый бизнес
  • Потребительский рынок
  • Муниципальные программы
  • Статистические данные
  • Неформальная занятость населения
  • Плати налоги!
  • Пассажироперевозки
  • Развитие конкуренции
  • Минэкономразвития Дагестана
  • Местные инициативы
  • Реестр муниципального имущества
  • Имущественная поддержка субъектов МСП

Муниципальные услуги

  • Перечень услуг
  • Административные регламенты
  • Электронные услуги
  • Независимая оценка качества

Муниципальный заказ

  • Нормативные акты
  • Материалы для обсуждения

Контрольно-счетная комиссия

  • Структура
  • Нормативно-правовая база
  • Организация и планирование работы
  • Информация, отчеты

Эффективная кадровая политика

  • Законодательство и нормативно-правовые акты
  • Муниципальная служба
  • Государственная служба
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • Вакантные должности
  • Квалификационные требования к кандидатам
  • Условия и результаты конкурсов
  • Состав комиссии
  • Кадровый резерв
  • Профподготовка
  • Формы заявлений и анкет

Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

Малик Патахов: «Ответственное отношение к своему здоровью — важный шаг к противодействию распространения любой инфекции»

#Лучшедома Сегодня, 31 марта, участники внеочередного расширенного заседания Антитеррористиче.

Дезинфекция общественного транспорта, отмена городских мероприятий, закрытие торговых объектов – в Кизилюрте вводятся меры профилактики против коронавируса

#Лучшедома Общественный транспорт Кизилюрта переведен на режим повышенной готовности: все мар.

Оперативный штаб Кизилюрта сообщает о закрытии всех увеселительных и развлекательных объектов в городе

#Лучшедома В связи с сохраняющейся напряженной обстановкой, угрозой и распространением новой .

Отчет принят. Глава Кизилюрта рассказал депутатам о проделанной администрацией работе за 2019 год

#Лучшедома 26 марта в Кизилюрте состоялась очередная, семнадцатая по счету сессия городского .

Глава Кизилюрта Малик Патахов обратился к жителям по ситуации с коронавирусом

#Лучшедома Уважаемые кизилюртовцы! Вчера Президент нашей страны Владимир Путин обратился .

Оперативный штаб Кизилюрта ввел дополнительные меры на территории города по борьбе с коронавирусом

#Лучшедома Сегодня, 26 марта, на расширенном совещании, которое прошло в здании администрации.

Автор статьи
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
Другое167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании": редакция 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector