128 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации»: редакция 2020 года

Федеральный закон №128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года.

ФЗ 128 определяет принципы, цели, виды государственной дактилоскопической регистрации в РФ и устанавливает условия по проведению процедуры, хранению и использованию данных по назначению.

Краткое содержание ФЗ 128:

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — раскрывает методы по проведению государственной дактилоскопической процедуры;
  • Глава 3 — описывает способы хранения, использования и уничтожения дактилоскопических данных;
  • Глава 4 — раскрывает порядок проведения надзора и контроля за исполнением действующего законодательства;
  • Глава 5 — Перечисляет заключительные положения.

Последние изменения в ФЗ 128 были внесены 5 декабря 2017 года. Также в это время вносились правки в закон 141. Читайте об этом по ссылке:

к содержанию ↑

Последние поправки

Как говорилось в статье выше, последние изменения в Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» были внесены 5 декабря 2017 года. В частности, изменения были внесены в статью 11.

Ст 11

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает государственную политику и контролирует область деятельности войск национальной гвардии РФ в области оборота оружия, частной охранной деятельности и в области вневедомственной охраны.

Ниже рассмотрены дополнительные важные статьи ФЗ 128:

Статья 2. Описывает цели государственной дактилоскопической регистрации. А именно такая процедура используется с целью идентификации личности гражданина Российской Федерации.

Статья 4. Рассматривает базовые принципы государственной дактилоскопической регистрации. Несмотря на проведение конфиденциальной процедуры, она осуществляется с соблюдением свобод и прав гражданина, которые предусмотрены в Конституции РФ. Подобная процедура не должна предоставлять опасность для здоровья человека.

Статья 6. Описывает способы использования дактилоскопической информации.

Полученные данные используются:

  • для поиска граждан, которые без вести пропали на территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • для установки личности граждан, которые не способны по собственному состоянию здоровья это сделать;
  • чтобы расследовать преступления различного характера, в том числе выявить административные правонарушения.

Мнение эксперта
Макаров Михаил Юрьевич
Юрист-консульт с 10-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Большой опыт в защите правовых интересов.

Статья 8. Граждане могут пройти дактилоскопическую регистрацию в добровольном порядке. Подобная регистрация осуществляется на основании условий, которые предусматриваются статьей 10 ФЗ 128.

Ст 10. Описывает процедуру добровольной государственной дактилоскопической регистрации. Регистрация осуществляется только после получения органами внутренних дел письменного заявления.

В содержании текста указывается место жительство конкретного гражданина Российской Федерации. Если лицо недееспособное или несовершеннолетнее, письменное заявление составляется в присутствии родителей или опекунов.

Ст 13. Описывает сроки хранения дактилоскопических данных.

Органы внутренних дел обязаны сохранять информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более чем 10 лет. Информация о моряках хранится в соответствующей базе данных порта до тех пор, пока моряку не исполнится 75 лет.

Ст 14. Описывает право на использование или получение дактилоскопической информации.

Использовать подобную информацию могут:

  • Служащие в прокуратуре;
  • Суды;
  • Органы предварительного следствия;
  • Органы дознания;
  • Лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  • Органы, которые ведут дела в сфере административных правонарушений и так далее.

Если обнаруженная личность является моряком, то использовать информацию имеют право федеральный орган исполнительной власти в соответствующей области речного и морского транспорта, а также органы федеральной службы безопасности. Чтобы получить дополнительную информацию об идентификации личности, потребуется соответствующее право иностранных организаций в соответствии с международными договорами РФ.

Чтобы идентифицировать личность гражданина России или иностранного гражданина, а также лица без гражданства, государственные органы могут самостоятельно идентифицировать личность посредством отпечатков рук или пальцев, которые были получены у проверяемой личности.

Скачать текст закона о дактилоскопической регистрации

​​ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации

В ряде случаев иностранцы и россияне должны не только предоставить документальную информацию о себе. В ситуациях, предписанных ФЗ N 128, физические лица должны пройти процедуру дактилоскопической регистрации (ДР).

к содержанию ↑

Общие сведения

Дактилоскопией называют способ идентификации личности человека по его отпечаткам пальцев и ладоней. Соответственно, для последующего определения личности и учёта собранных сведений сначала гражданин должен пройти процедуру сбора данных. Данный момент отражён в ст. 2 ФЗ N 128.

Чтобы зафиксировать все условия и порядок проведения дактилоскопического учёта граждан на федеральном уровне был принят ФЗ N 128. Он установил регламент добровольной и обязательной сдачи данных.

Описание закона

Федеральный закон N 128 состоит из пяти глав.

Глава Что закрепила
1 Общие положения
2 Порядок и методы проведения дактилоскопической госрегистрации
3 Регламент хранения, использования и уничтожения информации
4 Алгоритм по надзору и контролю за соблюдением положений ФЗ
5 Заключение
  • основные термины, касающиеся дактилоскопической регистрации;
  • цели проведения дактилоскопии;
  • правовые основания документа и его соблюдения;
  • перечень лиц, с которых в обязательном порядке собираются персональные данные.

В конце документа фиксируются условия финансирования мероприятий по дактилоскопической госрегистрации.

Что и для чего регулирует

Главная цель документа — установить единые требования проведения ДР иностранцев и российских граждан, регламентировать алгоритм хранения и использования собранных данных.

Контроль за соблюдением положений законодательства о проведении дактилоскопирования осуществляется на следующих уровнях:

  • прокурорском;
  • ведомственном;
  • судебном.

Собранные данные (согл. ст. 6) могут быть использованы для:

  • поиска пропавших иностранцев, лиц без гражданства или россиян, находившихся внутри РФ;
  • установления личности граждан, которые не способны подтвердить её самостоятельно;
  • расследования преступлений.

Следовательно, получить доступ к таким данным вправе;

  • суды;
  • сотрудники из прокуратуры;
  • инстанции, занимающиеся делами об административных нарушениях;
  • органы, осуществляющие предварительное следствие, дознание или розыск.

Если же речь идёт об иностранных гражданах, то для получения дополнительной информации, необходимой для установления личности лица, нужно получить одобрение от иностранных госучреждений и организаций. Взаимодействие отечественных и зарубежных органов осуществляется согласно положениям международных договоров.

Основание для проведения дактилоскопии

Причиной для направления гражданина на прохождение ДР может являться:

  • решение призывной комиссии;
  • приказ о назначении на должность в органы МВД или ВС;
  • обращение руководителя госоргана;
  • заявление о добровольной сдачи отпечатков, поданное гражданином или его опекунами;
  • постановление о возбуждении дела в отношении лица, чью личность необходимо установить посредством сбора отпечатков пальцев.
Автор статьи
Макаров Михаил Юрьевич
Юрист-консульт с 10-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Большой опыт в защите правовых интересов.

Добавить комментарий

Adblock
detector