118 ФЗ «О судебных приставах»: редакция 2020 года

Целью принятия новых законов и внесения поправок в действующее законодательство является повышение статуса приставов-исполнителей. До конца 2019 года ФССП не относилась к государственной службе, хотя по многим признакам совпадала с ней.

Отсутствие статуса госслужащих не позволяло специалистам ФССП получать заслуженные льготы и гарантии по профессиональному статусу, в том числе за работу в условиях повышенного риска.

Вот ряд ключевых причин, с которыми связано реформирование службы приставов:

  • так как специалисты ФССП отнесены к госслужащим, на них в полной мере распространяется комплект государственных льгот и гарантий – это повышает статус служащих, позволяет привлечь квалифицированных сотрудников, снизить текучку кадров;
  • на приставов будут распространяться ограничения, связанные с прохождением госслужбы – обязанность декларировать доходы и имущество, подтверждать отсутствие судимостей при приеме на работу, проходить обязательные тесты и проверки;
  • повышаются меры ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей – хотя государство гарантирует возмещение ущерба из казны, меры воздействия будут предприняты и по отношению к конкретному специалисту ФССП;
  • расширены полномочия для применения физической силы, спецсредств и оружия – фактически, ФССП стало отдельной силовой структурой, может использовать дополнительные возможности для защиты интересов граждан, своих сотрудников.

Несмотря на изменение статуса приставов, процесс исполнительного производства практически не изменится. Однако участники дела могут требовать привлечения специалиста ФССП к ответственности, а реализовать свои законные полномочия приставу будет проще.

к содержанию ↑

В какие нормативные акты внесены изменения

Основным нормативным актом, который ввел множество изменений для ФССП, является Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ…». Им был изменен и Федеральный закон № 118-ФЗ, который также сменил название – «Об органах принудительного исполнения РФ» (ранее назывался «О судебных приставах»).

На данный момент аббревиатура ФССП сохранила свое название, однако может быть изменена позднее.

Также были внесены поправки в нормативные акты о социальном и пенсионном обеспечении госслужащих. В них теперь есть ссылка на специалистов ФССП, которые могут на льготных основаниях выйти на пенсию, рассчитывать на федеральные оклады и индексации, иные льготы.

к содержанию ↑

Как было и как стало в законах о судебных приставах

Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:

  • введеныспециальные офицерские звания и квалификационные звания– они зависят от занимаемой должности, опыта работы, квалификации;
  • пакет социальных льгот и гарантийполностью приравнен к аналогичным мерам поддержки других правоохранительных органов;
  • введен комплект обязательных тестов и проверок при поступлении на службу в ФССП, в ходе текущей работы – например, теперь приставы будут подтверждать физподготовку, регулярно сдавать тесты на алкогольную и наркотическую зависимость;
  • при трудоустройстве и прохождении службы приставы теперь проходят военно-врачебную экспертизу, подтверждают годность по аналогии с военнослужащими;
  • сотрудники ФССП обязаны проходить дактилоскопию, проверки на профпригодность для применения силы, спецсредств и оружия.

Ограничения и запреты для работы в ФССП указаны в ст. 14 Закона № 328-ФЗ.

Нельзя работать приставом при наличии судимости, либо при прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники ФССП не могут иметь двоенное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Применяются и другие запреты, установленные для госслужащих по Закону № 79-ФЗ.

Работа в ФССП теперь проходит по контракту. Как и для других категорий госслужащих, стать приставом можно по итогам конкурса должностей.

Исключения предусмотрены только для отдельных младших должностей, либо при переводах внутри ФССП. В процессе работы регулярно проводится аттестация, а отрицательное прохождение обязательных тестов и проверок будет являться основанием для расторжения контракта.

Полномочия приставов фактически приравнены со статусом полицейских, хотя и распространяются только на исполнительное производство и обеспечение деятельности судов. Также введена возможность подачи регрессных исков к рядовым приставам, если их виновные действия причинили ущерб гражданам, государству, имуществу.

Регресс будет подаваться от имени государства после фактического возмещения ущерба. Это должно повысить уровень ответственности, упростить процедуру возмещения ущерба от действия и решений приставов.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

Федеральный закон о судебных приставах с последними изменениями

Судебные приставы и исполнители совершают деятельность, рассчитанную на помощь судебным органам на время заседаний, помощь в задержании, расследовании дела и исполнении приговора суда. Сотрудники имеют широкий спектр полномочий и поэтому государству необходим закон, регулирующий деятельность исполнителей.

ФЗ 118 ставит ограничения и рамки в полномочиях исполнителей суда.

к содержанию ↑

Общие положения 118 ФЗ

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

ФЗ о приставах был принят Государственной Думой 4 июня 1997 года, а одобрен Советом Федерации 3 июля того же года. Последние изменения были внесены в него 3 июля 2016 года.

Согласно закону о ФССП, судебные приставы устанавливают порядок действий для Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, контролируют исполнение принятых актов, исполняют решения суда по уголовно-процессуальным делам. В нем 6 глав и 25 статей.

Содержание закона 118 о судебных приставах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Представлен перечень задач судебных приставов и сфера влияния описываемого закона. Оформлены акты и законы, по которым действуют приставы, и требования и условия, которые должно соблюдать лицо для приема на эту должность. Составлен список категорий, на которые подразделяются судебные приставы и описаны их функции, каким образом организована деятельность и процессы принятия на должность и освобождения от должности;
  • В главе номер два представлен перечень полномочий по организации деятельности судебных приставов. В этой главе четыре статьи и в каждой статье описаны полномочия одного органа. Представлен перечень полномочий Министерства Юстиции Российской Федерации, старшего судебного пристава, главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ( о судебной системе читайте здесь:);
  • В третьей гл. оформлен список прав и обязанностей судебных приставов. Описаны права и обязанности разных категорий приставов, обеспечивающих установленный порядок, исполнителей, полномочия каждого сотрудника. Описаны права граждан в этой сфере и обязанности по исполнению требований. Полномочия по использованию оружия, физической силы или других специальных средств во время работы и ответственность приставов за нарушение условий и требований закона;
  • В гл. четыре оформлены права судебных приставов на защиту. Описаны страховые гарантии и возмещение нанесенного ущерба. Как происходит финансовое обеспечение защиты сотрудников;
  • В пятой описана экономическая сторона данной области. Оформлено финансовое обеспечение сотрудников и материально-техническое обеспечение;
  • В шестой даны заключительные и дополнительные положения закона, описаны даты вступления его в силу, оформлены переходные положения.

Деятельность судебных приставов регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об исполнительном производстве».

к содержанию ↑

Какие были внесены изменения?

«О судебных приставах» Федеральный закон был изменен последний раз 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Согласно этим изменениям все фразы «а также к военнослужащим внутренних войск» изменили на слова «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации».

В 11 статье описываемого закона оформлены права и обязанности сотрудников в сфере обеспечения установленных решений и порядка в деятельности суда.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №220 тут:

Согласно этой статье пристав обязан:

  • Во время прохождения заседания суда и во время особых процессуальных действий обеспечивать безопасность судей и граждан, относящихся к делу;
  • Содействовать во время розыска, исполнения решений и дознания;
  • Обеспечивать безопасность и защиту имущества или вещественных доказательств, относящихся к делу, во время доставления их на заседание;
  • Помогать органам внутренних дел при розыске скрывающихся лиц;
  • Поддерживать общественный порядок в здании суда;
  • Проходить подготовку по применению физической силы и огнестрельного оружия;
  • При необходимости круглосуточно охранять здание суда;
  • Помогать при необходимости военнослужащим или сотрудникам государственных органов, при конвое подозреваемых или осужденных;
  • Охранять и соблюдать безопасность здания Федеральной службы судебных приставов;
  • При решении суда в случае административного нарушения, произведенного иностранным лицом или лицом без гражданства, проводить лицо к границе для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;
  • При постановлении суда приводить на заседание лиц, уклоняющихся от явки;
  • В случае обнаружения признаков совершенного преступления, направить сообщение старшему исполнителю или другому начальству с информацией о преступлении;
  • По поручению начальства обеспечивать безопасность приставов-исполнителей или других сотрудников Федеральной службы;
  • Во время исполнения обязанностей пресекать любые правонарушения и направлять нарушившего закон гражданина в органы внутренних дел.

Однако судебный пристав имеет право:

  • На проникновение на территорию или в помещение, где предполагается нахождение лица, укрывающегося от явки в суд;
  • Применять физическую силу или огнестрельное оружие на законных основаниях;
  • Использовать помощь сотрудников других органов при необходимости и во время исполнения своих обязанностей;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность, при необходимости у любых лиц;
  • Выполнять производство по административным делам согласно законодательству Российской Федерации;
  • Выполнять досмотр личных вещей лиц в допустимых ситуациях и при необходимости;
  • Не пускать в здания суда или других органов лиц, имеющих при себе взрывчатые, наркотические вещества, оружие иди другие запрещенные предметы.

13 ст. регулирует соблюдение законных прав граждан России. Судебный исполнитель не может ущемлять права граждан, даже если они задержаны. Он также не имеет права разглашать семейные или личные тайны лиц, обязан не допускать и пресекать любые действия сотрудников, нарушающих законодательство РФ.

В 14 ст. описаны обязательства по выполнению требований судебных приставов. Все законные требования судебного исполнителя должны быть выполнены каждым сотрудником органов, гражданином или другим лицом.

Любая информация, сведения, документы, имеющие отношение к делу, должны быть выданы сотруднику по первому требованию. Отказ от содействия судебному исполнителю может повлечь за собой наказание, штраф и несение ответственности.

Согласно 16 статье, судебные исполнители могут применять физическую силу, другие специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях. Они могут использовать специальные средства для пресечения преступлений или для задержания преступников или нарушителей.

Скачать текст закона о судебных приставах

ФЗ о приставах регламентирует правовые аспекты деятельности судебных приставов. Гражданин может ознакомиться с законом, чтобы понять, какие действия судебного исполнителя были законными и, в случае обнаружения незаконных действий, подать иск в суд.

Рекомендуется изучить настоящий закон для избежания ошибок, при которых можно понести ответственность. Правоотношения между гражданами, другими лицами и судебными исполнителями также контролируются описываемым законом.

Скачать Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О судебных приставах» можно по ссылке.

Новый закон о судебных приставах с 01.01.2020 года — последние новости на сегодня

1 октября 2019 года Президент РФ В.В. Путин подписал закон согласно которому деятельность в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) будет относиться не к федеральной гражданской госслужбе, а к государственной службе. Он вступил в силу с 1 января 2020 года.

Напомним, что старый закон об организации деятельности судебных приставов, – ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года не претерпевал кардинальных изменений с момента его принятия. Новый закон призван отнести службу в ФССП России к государственной службе и установить правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения.

То есть, статус судебных приставов в России повысят, превратив ФССП в полноценную структуру, аналогичную МВД, Росгвардии и ликвидированной ФСКН.

Ведомство фактически становится полноценной силовой структурой, а работа в нем выделяется в отдельный вид государственной службы. В службе появятся офицерские звания: за долгами в будущем смогут приходить лейтенанты или даже майоры. Прав у работников ФССП окажется немногим меньше, чем у полицейских.

Повышаются требования и к судебным приставам. Условному майору долговой службы запретят иметь двойное гражданство.

Сотрудников ведомства будут тестировать на наркотики, алкоголизм. Все приставы обязательно пройдут дактилоскопию: оставят следы своих пальцев рук в базах данных МВД.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Если же из-за ошибки судебного пристава казна выплатит гражданину компенсации, то государство будет вправе предъявить офицеру регрессный иск. Проще говоря, капитан службы судебных приставов ответит рублем за промашку.

По расчетам разработчиков, средний оклад у судебных приставов вырастет до 58 тысяч рублей. «Сегодня Федеральная служба судебных приставов России отнесена к системе органов власти, в которых возможно прохождение только федеральной гражданской службы, при этом судебные приставы обладают полномочиями, в том числе свойственными правоохранительным органам.

В связи с этим логична необходимость отнести службу в ФССП к государственной службе иного вида, — сообщил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Принятие законопроекта создаст новый вид службы — в органах принудительного исполнения.

Служба судебных приставов получит особый статус, социальная защищенность служащих повысится, поскольку в этом отношении они, по сути, будут приравнены к сотрудникам силовых структур».

По его словам, в результате, можно сказать, реформы, которая затронет почти 62 тысячи человек, денежное содержание судебных приставов будет увеличено, что особенно справедливо, учитывая ту огромную нагрузку, которая сейчас приходится на каждого из них.

«К тому же значительно изменится пенсионное обеспечение. У сотрудников ФССП оно будет таким же, как у военнослужащих. Появится возможность выходить на пенсию по выслуге через 20 лет службы или в возрасте 45 лет», — говорит Владимир Груздев.

По расчетам разработчиков проекта, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей.

Любопытно, что армейские офицеры запаса, устраивающиеся в службу судебных приставов, смогут получать звания на ранг выше: капитаны превратятся в майоров, если должность позволит.

До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу.

Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Теперь все меняется.

Зарплата офицера ФССП будет состоять из окладов по должности и по званию. Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами, сообщает «Российская Газета».

Отдельная глава нового закона посвящена мерам поощрения. Сотруднику могут присвоить специальное звание при наличии ученой степени, объявить благодарность, выплатить премию, вручить ценный подарок, ведомственную или государственную награду, а также наградить огнестрельным или холодным оружием.

Кроме того, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что необходимость разработки такого законопроекта назрела давно. ФССП в соответствии с действующим законодательством выполняет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также по предварительному расследованию в форме дознания по уголовным делам, напомнил он.

— Исполнение указанных функций зачастую связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также с риском для жизни и здоровья судебных приставов, что отличает судебных приставов от иных федеральных государственных гражданских служащих, — считает сенатор. — При этом статус и регулирование деятельности службы осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

То есть мы имеем, по сути, несоответствие тех функций, которые выполняют приставы, тем социальным гарантиям, которые предоставляет им государство.

По словам Андрея Клишаса, расширить социальные гарантии для судебных приставов предлагается для того, чтобы повысить их статус. Он также отметил, что с участием директора ФССП была создана рабочая группа по подготовке законодательных предложений по повышению статуса судебных приставов и совершенствованию принудительного исполнения судебных актов.

Члены группы также высказывали свои замечания и предложения по теме, информирует газета «Известия».

118 ФЗ «О судебных приставах»: редакция 2020 года

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом федерации
3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:
обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);
исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов);
межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(в ред.

Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений судебных приставов, включая объединения ветеранов.
(в ред.

Федеральных законов от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 478-ФЗ)
Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 478-ФЗ)
2.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:
(в ред.

Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
(в ред.

Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
(в ред.

Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
(в ред.

Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ )
дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.
(в ред.

Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
Служу России, служу Закону!»
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
3.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
(в ред.

Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости.

Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.
(в ред.

Федерального закона от 22.12.2014 N 441-ФЗ)
4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Важные пункты Федерального Закона о деятельности судебных приставов

Конституция РФ принята 25 декабря 1993 года. С этого момента принято считать, что в стране каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные настоящим сводом законов.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Но на деле, конечно, все обстоит немного иначе. Прежде чем рассматривать поправки 118-ФЗ с изменениями на 2018 год, необходимо ознакомиться с регламентированием работы служащих ФССП.

к содержанию ↑

Основные понятия

Если затронуть юридическую грамотность населения государства, то можно столкнуться с печальными фактами. По результатам разных исследований, 68% россиян не ищут решений, столкнувшись с нарушением своих прав.

Более 30% обращаются за советом к друзьям и знакомым. Интернет сейчас не только в самолете, но и в заполярье, поэтому около 10% ищут информацию в нем.

Дистанционные юридические службы, адвокаты, юридические форумы могут похвастаться 1-5%. При этом, чаще всего права граждан нарушаются в сфере розничной торговли, ЖКХ и медицинских услуг, в том числе бесплатных.

Реже затрагивают нас проблемы, связанные с транспортом, связью, недвижимостью, финансами.

Здесь, безусловно, можно положиться на сухие цифры статистики. Но статистика — штука точная, хоть и построенная на оценке количества выявленных фактов.

Но и недвижимость, и финансы, подконтрольные в случае исковых процессов судебным делопроизводителям, играют далеко не последнюю роль в жизни среднестатистического человека. Просто чаще всего, напуганный ответчик предпочитает молчать или соглашаться со всеми действиями системы, направленными в его адрес.

Причин на это множество

Юридическая грамотность нашего соотечественника стремится к нулю. В школьной обязательной программе такой курс есть не всегда, Вузы дают юридическую подготовку либо узкоспециализированную, заточенную под конкретную специальность, либо вообще не охватывают эти вопросы.

Каковы первые ассоциации на слово «судебный пристав»: взыскание алиментов, арест банковских счетов, недвижимости, транспорта. Никто не догадывается, что основные обязанности служащего, изложенные в ст.12 ФЗ-118, это, в том числе, разъяснение срока и порядка обжалования актов и исков.

Все потому, что, получая письмо об исполнительном производстве с указанием номера телефона, зачастую никто не пытается звонить, а если и собирается это сделать, то редко дозванивается.

к содержанию ↑

Задачи приставов, в соответствии с действующим федеральным законом

Рассмотрим, что регламентирует федеральный закон о судебных приставах, прежде чем доберемся до поправок, вступивших в силу в декабре 2017 года. Общие моменты ФЗ-118 от 3 июля 1997 года говорят нам о том, что задачами госслужащих являются:

  • обеспечение установленного порядка деятельности конституционного суда РФ;
  • осуществление принудительного исполнения актов суда, а также, предусмотренных законом актов других органов и должностных лиц;
  • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, подследственным федеральным органам исполнительной власти.

Таким госслужащим может стать гражданин РФ, достигший возраста 21 года, с высшим образованием, без судимости и психически здоровый. Рассмотрим список специальностей и (или) направлений, предъявляемых для замещения должности сотрудника ФССП (приказ от 07.03.2018). Среди них будут:

  • мехмат;
  • программирование;
  • информационные технологии;
  • электротехника;
  • системы вооружения;
  • все, что связано с аэрокосмосом;
  • психология;
  • экономика;
  • юриспруденция;
  • педагогика, языковедение, литература;
  • физкультура;
  • военное управление и обеспечение гос. безопасности.

Глядя на это список, становится понятным, что служащими ФССП могут быть как атлетически сложенные мужчины, так и хрупкие девушки. Разберем по пунктам, на примерах, что же скрывается за формулировками задач, представленных в законе.

к содержанию ↑

Обеспечение порядка деятельности суда

Возьмем инструкцию с любого участка суда. В ней четко будет указано, что контроль за проходом посетителей в зал заседаний, внос и вынос материальных ценностей (само дело, свидетельские показания, улики) осуществляется начальником отдела ФССП соответствующего территориального отдела. Нужно четко осознавать, что слушание дела бывает разным.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

На заседание могут приходить дипломаты и люди, имеющие разрешение на оружие и специальные средства, представители СМИ и просто родственники обвиняемых. Опять же дела могут рассматриваться абсолютно разные.

Это может быть и взыскание кредитной задолженности, и дело о массовой гибели людей и бездействия или действия соответствующих ответственных лиц. Общественный резонанс разный.

При этом сотрудникам ФССП полагается металлодетектор, бронежилет, радиосвязь и вежливость. На всякий случай в регламенте им дается совет усиливать бдительность при особо серьезных заседаниях.

В Московском областном суде в 2017 году во время процесса над членами «банды ГТА», обвиняемых в убийствах водителей на трассе М4 «Дон», один из преступников выхватил оружие у конвоя и открыл огонь. В результате перестрелки были убиты пять членов банды, проходившие по данному делу, тяжело ранена женщина-пристав и ее коллега.

к содержанию ↑

Осуществление принудительного исполнения актов суда

Предположим, по итогам иска, было вынесено постановление об изъятии ранее арестованного имущества у подсудимого. Например, телевизора, купленного в кредит, по которому долг перед банком был не выплачен. Простая ситуация. Делопроизводитель устанавливает место проживания подсудимого и является с целью изъятия ценности.

Результат такого действия может быть различный. Подобный пример был в г.

Томск. Двое сотрудников в форменной одежде с удостоверениями зашли в квартиру и приступили к выносу техники у женщины, не исполнившей кредитные обязательства.

Мать вызвала своего сына из соседней комнаты криком, что выносят вещи. Сын вынес топор, повалил представителя власти на пол, и все могло закончиться очень печально.

К счастью, был обезврежен вторым сотрудником по ОУПДС, и, впоследствии приговорен к одному году лишения свободы условно.

к содержанию ↑

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве

В отдел аппарата УФССП входит отдел организации дознания и административной практики. Основной задачей его в Положении об отделе является осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления, отнесенных УПК РФ к подследственности дознавателей УФССП.

Дела, относящиеся к зоне ответственности УФССП:

  • Уклонение от уплаты алиментов, как родителей, получивших на руки исполнительный лист, так и совершеннолетних детей по решению суда на содержание нетрудоспособных родителей.
  • Уклонение от уплаты кредиторской задолженности или ценных бумаг.
  • Препятствование в любой форме осуществлению правосудия.
  • Неуважительные действия в отношении участников процесса.
  • Утечка информации о мерах безопасности в отношении судей и участников уголовного процесса.
  • Скрытие, передача, растрата арестованного, описанного, конфискованного имущества.
  • Неисполнение приговора суда государственной или коммерческой организации.

Только на примере дел об уплате алиментов может быть понятна серьезность такой работы. В 2016 году делопроизводителями было взыскано более 21 млрд рублей в пользу несовершеннолетних детей.

И если ранее для оформления административного задержания злостных неплательщиков алиментов, они должны были обратиться в полицию, то с 2017 года был введен новый механизм для борьбы с неуплатой алиментов. Сейчас делопроизводитель может задерживать алиментщиков самостоятельно.

Это, а также положение законопроекта, вступившее в силу 2015 году о том, что неуплаченные алименты будут видны в кредитной истории, должно повлиять на собираемость выплат в пользу детей.

Не стоит полагать, что регламент по взысканию имущества и сбора невыплаченных алиментов у нигде не работающих граждан разный. В том и другом случае служащий приезжает на установленное место проживания подсудимого.

К примеру, в 2013 году в Забайкалье сорокачетырехлетний отец двоих детей, забыв про их существование, напал на пристава-исполнителя и по ОУПДС с топором, а потом пытался задавить автомобилем, после чего скрылся.

к содержанию ↑

Внесение поправок в ФЗ-118 о ношении оружия и получения образования

До 2006 года приставы могли носить оружие и спецсредства, храня их в месте проживания. В этом же году это право было отменено Министерством юстиции РФ. Отдельно регламентировалось ношение оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которое утверждало ФСИН.

В декабре 2017 года вышла поправка в законопроект, принятая в результате нескольких чтений, которая позволит приставам применять боевые приемы борьбы, специальные средства на своем вооружении и огнестрельное оружие. Теперь становится очевидным, что эта мера является вынужденной.

Конечно, все эти возможности могут быть использованы в кардинально разных ситуациях.

Никто не говорит о том, что представитель госслужбы имеет право открыть огонь по кредитному должнику при оказании им сопротивления, но вот не обращаться в полицию, а применить боевой прием, если нападают со стулом, вполне. Так, сделать предупредительный выстрел в воздух можно, но стрелять необходимо только в случае группового вооруженного нападения на суд или с целью пресечения побега из-под стражи.

Интересным моментом является тот, что пистолет и боеприпасы необходимо сдавать каждый вечер в специальный сейф, но можно отвезти домой, если вам «не по пути», далеко, или сейф переполнен. Далее, дома для хранения оружия должен быть предусмотрен индивидуальный металлический сейф, прикрученный к полу и стенам и недоступный для детей.

Но открытым остается вопрос — за чей счет он устанавливается.

Плюсов в ношении табельного пистолета больше, чем минусов. И в первую очередь, попытка этого проекта сделать из службы ФССП военное спецподразделение, которое будет получать, к слову говоря, соответствующие премии. Но это только после выполнения следующей поправки к ФЗ.

Автор статьи
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.

Добавить комментарий

Adblock
detector